Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Как Сталин обманул полковника Роббинса

18.06.2013

Историк Игорь Курляндский разместил в своем блоге фрагмент из до сих пор полностью неопубликованной беседы Иосифа Сталина с американским полковником Раймондом Роббинсом о голоде 1932-1933 годов. «Роббинс пополнил собой галерею западных прекраснодушных «полезных идиотов», которых Сталин обманывал», — считает историк. И приводит доводы.



Итак, фрагмент из до сих пор полностью неопубликованной беседы И. В. Сталина с американским полковником Р. Роббинсом от 13 мая 1933 г. о голоде 1932-1933 гг, — фрагменты этой беседы я первый частично и опубликовал у себя в книге (РГАСПИ ф. 558, оп. 11, Д. 799, Лл. 25, 30, 31-34).

По его словам, Роббинс приехал в СССР, как частное лицо, чтобы развеять предубеждения антисоветской пропаганды. И Роббинс пополнил собой галерею западных прекраснодушных «полезных идиотов», которых Сталин обманывал.

Итак.

«Роббинс: … Второй вопрос, который меня в этой связи интересует, это вопрос о положении сельского хозяйства. Утверждают, что индустриализация разрушила сельское хозяйство, что крестьяне перестали собирать хлеб. Каждый год утверждают, что Россия в этом году обязательно умрет от голода. Я хочу ознакомиться с фактами в области сельского хозяйства, чтобы опровергнуть эти утверждения. …» (Л. 18).

В этом разговоре Сталин много и привычно лгал.

Сталин. … По второму вопросу насчет того, будто бы индустриализация разрушает сельское хозяйство. Это тоже неправильное представлениею Индустриализация спасает у нас сельское хозяйство… Машины спасли их, крестьян, тракторы спасли, прицепные машины спасли, тракторы спасли, прицепные машины спасли. Без этого погиби бы они» (Л. 22, 23)   И далее превозносил преимущества коллективного хозяйства.

И для объяснения темы отрывок из моей книги «Сталин. Власть. Религия» (М., 2011) с дополнениями по тексту:

«… Не меньше бездушия выразил Сталин в дальнейшем по отношению многомиллионным жертвам другого страшного голода 1932-33 гг., бывшего прямым последствием сталинской политики коллективизации и выкачивания из деревни хлеба и других ресурсов для нужд индустриализации. Так, по воспоминаниям редактора «Известий» И.М. Гронского, вождь однажды резко высказался в адрес голодающих: «Пусть дохнут! Они саботируют».Выступая на январском пленуме 1933 г. Сталин в целях обмана общественности объявил, что колхозники в СССР «забыли (! – И.К.) о разорении и голоде» и даже поднялись «на положение людей обеспеченных»[i]. Однако, в частной беседе Сталин мог и признать факт голода, но с весьма выразительными оговорками. Оригинальное объяснение поразившего ряд республик и областей СССР голода Сталин высказал 13 мая 1933 г. в беседе с американским полковником Реймондом Роббинсом, бывшем еще в 1918 г. главой американского Красного Креста в России. Собеседник смело спросил Сталина и о голоде. Недолго думая, вождь возложил вину за голод на… самих голодающих колхозников, которые, дескать, не во время вступили в колхозы и потому не сумели заработать себе на хлеб.

«В прошлом году последние большие отряды крестьян пошли в колхозы . Ну, они новое внесли в колхозы. Это новые, необученные в колхозах люди. Они держались того взгляда, что, раз они вошли в колхоз, то государство все им должно дать. Они исходили из того, что одна часть крестьян может работать, а другая часть крестьян отдыхать. Но отдыхают ли или работают люди, всех должен кормить колхоз. Это испортило дело. Эти люди еще не обучены в колхозах, а они внесли в колхозы иждивенческое настроение и испорти дело. Часть этих крестьян вступила в колхозы только зимой, — объяснил Роббинсу Сталин, — А по нашим правилам, по нашим законам хлеб дают только за работу. Кто не работает, тот хлеба не получает. Эта часть крестьян вступила в колхозы зимой, в самое горячее время она не работали, а, значит, хлеба они не получают. Поэтому некоторая часть крестьян сейчас голодает. У нас строй такой: кто трудится, тот может жить хорошо, а кто не трудится, тот может остаться голодным. Здесь интересно отметить такое бытовое явление: когда государство помогает части голодающих, помогают лентяям, которые еще не исправляются, — колхозники нас крепко ругают – нельзя помогать лодырям, пускай они погибнут. Вот какие нравы. Имеются новые, необученные в колхозах люди». И далее Сталин продолжал обличать голодающих колхозников, как иждивенцев: «Их взгляд на то, что, раз он вошел в колхоз (так в тексте, — И.К.), государство все должно ему дать, и способствовал тому, что уборка в некоторых районах, как, например, на Украине, прошла неудовлетворительно (л. 25), но в других областях и районах уборка пошла лучше, чем в прежние годы… (Далее снова последовала сталинская демагогия о преимуществах коллективизации. – И.К.)  

«Сталин. … Вот Вы будете на юге и увидите, что часть индивидуальных крестьянских хозяйств, которая не вошла в колхозы или которую крестьяне не приняли, эта часть крестьян страшно голодает иформенно голодает. Почему так вышло? Они уже два года отказались пахать. Вот эта часть индивидуальных крестьян надеялась украсть хлеб и прокормиться этим краденым хлебом. А у нас украсть было чем легко, так как в совхозах, например, пашня тянется несколько километров, а в колхозах имеется 2-3 тысячи гектар посева. Они крали и этим жили, так как не уважали общественной собственности. В прошлом году, учтя все это, мы издали закон насчет святости общественной собственности (так Сталин назвал здесь изданный по его инициативе закон — постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г.  «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», известный в народе как «закон о трех колосках», объявивший указанную собственность «священной и неприкосновенной» и установивший суровые репрессии – от 10 лет лишения свободы до расстрела – за любые хищения этого имущества, даже за незначительные кражи с колхозных полей, бывшие частым явлением у голодающих колхозников. Сталинский закон широко применялся на практике, став причиной массовых репрессий, как колхозников, так и единоличников, – И.К.) и будем серьезно наказывать тех, кто крадет хлеб, кукурузу и т.д. Мало ли чего они крадут. Десятками пудов. Теперь положение в связи с этим законом изменилось. Им очень трудно воровать. Но они не пахали и не сеяли, надеялись украсть, но красть нельзя, красть стало очень трудно, и они теперь страшно голодают. Так что, неуважение к общественной собственности заставляет одну часть крестьян, которая хотела выехать на воровстве, страшно страдать.

Что касается колхозников, у которых сознание необходимости оберегать общественную собственность до того развилось, что они голодающим индивидуальным крестьянам никакой помощи оказывать не хотят, и когда мы, государство, оказываем помощь этим бывшим ворам, лишившимся возможности воровать общественную собственность, колхозники нас крепко ругают. Так что, сознание о необходимости (так в тексте, — И.К.) оберегать общественную собственность развивается крепко.» (Л. 30, 31).

Роббинс сказал в завершении беседы, что информация, которую он получил из первых источников может содействовать сближению и сотрудничеству между СССР и США[ii]. Оценки, данные Сталиным в этом интервью, корреспондировали с его обвинениями в адрес голодающих в известном письме к Шолохову от 6 мая 1933 г., где он обвинил хлеборобов как Вешенского, так и других голодающих районов, в том, что они «проводили «итальянку» (саботаж!) и не прочь были оставить рабочих, Красную Армию – без хлеба. Тот факт, что саботаж был тихий и внешне безобидный (без крови), – этот факт не меняет того, что уважаемые хлеборобы по сути дела вели «тихую» войну с Советской властью. Войну на измор, дорогой тов. Шолохов»[iii].

 Иосиф Сталин и Раймонд Роббинс
Иосиф Сталин и Раймонд Роббинс

ДОПОЛНЕНИЕ.

На вопрос Роббинса о значнии свободы творческого духа и самовыражения Сталин ответил. – «ребенок не может развиваться без свободы мысли и свободы чувства», что в советском воспитании ребенку дают свободу выбора и т.д. (лл. 31, 32). И пошутил:

«Сталин: … Нигде нет такой заботы о ребенке, его воспитании и развитии, как у нас. Есть, конечно, и такие воспитатели, которые пичкают детей ненужными вещами. Кадров квалифицированных преподавателей у нас недостаточно. Старые девы везде водятся. Вот попадется такая старая дева. Она сушит ребенка. (смеется)». (Л.32). В завершение беседы вождь вообще был благодушен и, по записи, много смеялся. Не за горами было дипломатическое признание СССР со стороны США (октябрь 1933 г.), и такие встречи этому процессу способствовали. Роббинс, бывший в Советской России в 1918 г., признавался в своих давних симпатиях к лидерам большевизма и даже назвал Ленина «величайшим человеком во всей мировой истории». (Л. 34)    

Что качается голода 1932-33 гг., сталинские представления, – голодающие сами виноваты в своей беде, — разделялись и рядом советских и партийных работников.

Выписка из письма врача Звенигородской районной больницы П. Блонского наркому здравоохранения УССР С.И. Канторовичу о голоде. 23 июня 1933 г.:

« Очень распространенная среди руководящих и рядовых работников политически вредная “теория”, что в голоде виноваты сами голодающие, не хотели, мол, работать, говорят, а раз так — пускай дохнут, не жалко. При таком настроении тех, кто должен бороться с голодом, конечно, не может быть ощутимых результатов от их деятельности по борьбе с голодом. Эти “теории” тем более странны в устах советских работников, что они копируют взгляды и высказывания всех времен, что кто беден или голоден, тот сам виноват. Смертность увеличивается при свете таких фактов, что голодает немало колхозников с большим количеством трудодней, что и в этом году голодают трудящиеся колхозники тех колхозов, которые хорошо работали (с. Озирне Звенигородского р.), что все эти “лодыри” с охотой идут на работу и работают в совхозах, на фабриках, заводах, шахтах и т.д. и не стесняются с расстоянием, вплоть до Сахалина, Батума, Ленинграда, ни тяжестью и вредностью работы, что как раз действительные старые, так сказать, “со стажем” лодыри далеко не голодают, во всяком случае, меньше массы до недавнего времени землед[ельческих] тружеников в поте лица. Как это ни странно, но эти “теоретики” даже не задумались над вопросом, почему это недавние труженики земли стали мало работать на земле или совсем не желают работать? Что убило у них импульс, охоту к земледельческому труду, что выбило их из колеи трудовой?»

«Какой-то коммерческий, чисто эксплуататорский подход к голодающим. Их рассматривают не как людей в несчастье, а только как живую силу, которую нужно использовать для работы. Отсюда — не борьба с голодом, как с народным бедствием, а только задание восстановить живую силу, причем лошадь в большем почете, чем человек. За потерю лошади наказывают, а за массовую гибель людей никого не наказывают».

Приложение к спецсообщению СПО ОГПУ СССР о продзатруднениях в ряде районов Украины от 23 июня 1933 г. (ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 11. Д. 56. Л. 198—202).

http://istmat.info/node/31392


[i] Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 годов: Трагедия советской деревни. М., 2008. С. 253

[ii] РГАСПИ. Ф 558. Оп. 11. Д.799. Л. 25, 30,31, 34.

[iii] Сталин И.В. Сочинения. Тверь, 2006. Т.18. С. 49.

Добавить комментарий

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.