Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

«Хранить память жертв репрессий – наше общее дело»

01.01.2013

Сохранение исторической памяти и, в частности, памяти о погибших в годы массовых репрессий и в годы Второй мировой войны должно стать государственной заботой в России. В этом убежден протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, внук священномученика Владимира Амбарцумова.

Протоиерей Кирилл Каледа
Протоиерей Кирилл Каледа

Выступая 22 марта на международной конференции «Память. Прощение. Примирение», посвященной осмыслению Совместного послания народам России и Польши, которое подписали 17 августа 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Епископской конференции Польши архиепископ Юзеф Михалик, о. Кирилл сравнил отношение к исторической памяти в Польше и в России. И сравнение получилось не в пользу последней: «В Польше сохранение памяти – это государственная программа. К сожалению, в России этого нет, все делается руками энтузиастов: общественниками, некоторыми священниками. Есть и чиновники, которые делают это не по долгу службы, а как энтузиасты».

Это отличие особенно бросается в глаза при посещении мест массовых захоронений польских и советских военных на территориях бывшего СССР. Красноречивый образ привел на конференции польский историк Анджей Граевский: на польском кладбище в Катыни на памятных стелах обозначены все имена расстрелянных польских офицеров, а в русской части кладбища «процесс опознания захороненных только начинается». «Хранить память жертв репрессий – наше общее дело, мы все в этом заинтересованы», — убежден А. Граевский.

Представитель московского «Мемориала» Александр  Даниэль в связи с этим привел свой пример. Сотрудники «Мемориала» и волонтеры устраивают экспедиции в поисках мест захоронений жертв ГУЛАГа, в числе которых были и поляки (военные, интернированные гражданские). По словам А.Даниэля, местное население далеко не всегда знает, где находятся могилы, но точно укажет «польское кладбище». Там может быть не так много захороненных поляков,  но «Польша проявляет внимание к этим кладбищам, приезжают поляки, ставят своим кресты и памятники». Русская же часть кладбища, как правило, заброшена и забыта. «Для нас это печально. Но говорит о высоком уровне польской культурной и исторической памяти», – сказал А. Даниэль.

Похожая история на Украине: философ и богослов из Харькова Александр Филоненко рассказал о мемориале в местечке Пятихатки, которое стоит в одном трагическом ряду с Катынью и Медным – это тоже место массовых захоронений. Весной 1940 г. НКВД СССР без суда и следствия были казнены свыше 3820 военнопленных Войска Польского. Здесь же есть и русские захоронения. По словам А. Филоненко, имена всех поляков указаны на мемориальных досках; русские же имена – далеко не все. Говоря о принципе «олицетворения истории», он отметил: «Главный тезис нашей педагогики истории, когда мы рассказываем о великих трагедиях ХХ в. – Холокосте, Голодоморе, ГУЛАГе – «это не должно повториться». Но все знают, что повторится. И повторяется. Но благодаря польскому опыту памяти я понял, что это (передача нравственного смысла исторического опыта следующим поколениям – ред.) – не безнадежное дело. Когда поляки знают каждого погибшего человека по имени, помнят его, любят его и молятся о нем – это один из сильнейших вдохновляющих примеров».

Отвечая на вопрос участников конференции о том, почему не были перезахоронены расстрелянные на Бутовском полигоне, почему их останки до сих пор лежат в общих рвах, о. Кирилл Каледа привел слова покойного Патриарха Алексия II: «Не надо тревожить эти останки». Священник сообщил, что на Бутовском полигоне планируется установить памятные доски с именами «всех пострадавших, вне зависимости от того, кто за что пострадал, и от того, реабилитированы они или нет». Однако эта мемориальная акция также готовится силами энтузиастов, без государственной поддержки, отметил о. Кирилл.

Он вспомнил также о том, какое сильное впечатление произвело посещение Бутовского полигона на главу МИД Польши Радослава Сикорского. Как рассказал потом о. Кириллу один из польских православных священников, отвечая в телепрограмме на риторический вопрос о том, как же можно примириться с Россией, учитывая Катынь и Медное, г-н Сикорский сказал: «Не надо, у них есть свое Бутово». «Через осознание общих страданий мы должны прийти к примирению и соединению. В нынешнем секулярном мире русский и польский народы – одни из немногих, у которых сохранилось понятие о Боге и духовной жизни. Перед лицом отхода человечества от Христа необходимо забыть взаимные претензии и объединить наши усилия в проповеди Христа миру», — подытожил о. Кирилл Каледа.

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-инфо

Добавить комментарий

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.