Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Объявлены финалисты памятника жертвам политических репрессий

17.09.2015

Выставка проектов памятника жертвам политических репрессий в музее истории ГУЛАГа

16 сентября в Музее Москвы состоялось открытие выставки всех проектов, поступивших на Конкурс по созданию Монумента жертвам политических репрессий, а также объявление десяти финалистов первого этапа Конкурса.

Выставка продлится до 7 октября включительно. Адрес Музея Москвы: Зубовский бул., д.2.

В ближайшее время ознакомиться со всеми проектами можно будет также на сайте конкурса: http://konkurs.gmig.ru/

Работы финалистов первого этапа Конкурса

Юлий Борисов, UNK Project

Памятник жертвам репрессий, проект Юлия Борисова

Предлагаемая концепция монумента позволяет отдать дань памяти КАЖДОМУ репрессированному, указав его фамилию на монументе, при этом интерактивность и объемно-пространственное решение мемориала понятным языком и доступными образами отражают всю масштабность трагедии ГУЛАГа.

Проезжая или проходя вдоль мемориала, горожанин видит металлические стелы с выгравированными именами, высотой от 4 до 5 метров (в зависимости от количества заключенных). Стелы расположены достаточно плотно и образуют символический лес или кладбище, в котором можно заблудиться. Таким образом, посетитель визуально понимает, насколько трагедия была масштабной.

Зайдя на мост-галерею, посетитель может оценить масштабность и массовость внедрения трудовых лагерей не только в эмоциональном, но и в графическом представлении. На символической карте Советского Союза металлическими вертикальными стелами отмечены наиболее крупные скопления трудовых лагерей. Между ними с трудом удается пройти, в композиционном центре они занимают практически все визуальное пространство. Символическая карта СССР, с одной стороны, огорожена бетонной стеной, с другой – металлической обходной галереей. Это метафорический образ страны в заключении, страны-зоны. Сам процесс поднятия и спуска по мосту тоже достаточно символичен, напоминая об ужасах этапов до лагерей.

Спустившись с моста, посетитель попадает в пониженную южную часть и оказывается в уединенном от городской суеты и шума пространстве, где может прочесть выгравированные имена на металле стел каждого заключенного, погрузиться в атмосферу скорби и почитания.

В качестве материалов для монумента выбран необработанный кородированный металл и бетон в грубой дощатой опалубке. С этими материалами и технологиями в основном и сталкивались заключенные. Подобное сочетание усиливает визуальную выразительность монумента, создает атмосферу скорби и чувства времени внутри мемориального комплекса. Использование простых технологий, отказ от дорогостоящего литья, позволяет уложиться в оптимальный бюджет строительства. Также запроектирована архитектурная подсветка, усиливающая выразительность мемориала в вечернее время суток.

 

Сурин Владислав Вадимович

Памятник жертвам политических репрессий, проект Владислава Сурина

Проект масштабен и прост.

Он представляет собой меньше тысячи отдельно стоящих спиц, стремящихся к небу. Завершения обозначены светом. Количество кроет в себе не столько определенное число, сколько обозначает несчетное множество. Множество репрессированных людей.

Средняя высота, взятая немногим больше роста человека, должна навевать двоякие ощущения: в первую очередь о том, что человек мал в этом мире, во втором случае — чувство того, что жертвами могли и можем оказаться мы. Число и высота, довлея над человеком, невольно вызывают понимание масштаба трагедии и того, что так не должно быть.

Рассматривая одну спицу, человек также мог бы увидеть в ней и трагедию какой-то отдельной личности.

Центр композиции с некоторых ракурсов спрятан: чем ближе мы подходим к нему, тем больше его раскрытие. Он притягивает и заставляет нас выйти на центральные дорожки, либо пробираться к нему сквозь колонны, сквозь тело памятника.

Монумент не противоречив и не сильно навязчив. Он способен вызвать понимание всех выше перечисленных чувств только тогда, когда человек хочет этого.

 

Бочарова Елена Викторовна

Проект памятника жертвам политических репрессий, Елена Бочарова

Скульптурная композиция высотой 9 метров представляет собой разновеликие красно-черные разорванные силуэты человеческих фигур, в плане образующие крест. Фигуры пересекают соединяющие конструкции металлические пруты, как бы перечеркивая их судьбы.

В различных ракурсах композиция меняет свои очертания, рисуя все новые трагичные силуэты, напоминающие рваные раны или языки пламени.
В зависимости от освещения на поверхностях будут образовываться причудливые тени.

Композиция выполнена из листового железа с полимерным покрытием на металлическом каркасе.

 

Муратов Сергей Фаниевич

Проект памятника жертвам политических репрессий, автор Сергей Муратов

Монумент символизирует репрессивную машину. Растущая из земли призма создает гнетущее впечатление своим масштабом. Изломанный абрис бетонной стены символизирует трагедию людей, пострадавших от репрессий.

Колючая проволока, как символ несвободы, дополняет утраченные фрагменты призмы, обнажая каркас, на котором зиждется репрессивный механизм.

Взгляд, направленный вверх, сталкивается с зеркальной плоскостью. Зритель видит свое отражение сквозь проволочное ограждение. В зоне памятника он всегда находится в точке, с которой может увидеть свое отражение. Оно следует за ним. Свобода и заточение: единовременное нахождение в двух противоположных ипостасях.

Монумент представляет собой призму с квадратным основанием (4,6 х4,6 метров) высотой 20 метров. Грани призмы (темный бетон) трансформированы врезающимися плоскостями различной конфигурации.

Верхние грани плоскостей представляют собой зеркальные поверхности (полированный металл). Форма призмы, утраченная в лакунах, образованных врезными плоскостями, сохраняется каркасом, выполненным в виде колючей проволоки (бронза). Плоскости с зеркальными поверхностями расположены под разными углами для того, чтобы отражение в различных плоскостях охватывало наибольшее число фрагментов окружения (в основном, в радиусе 15 метров от монумента). Это дает возможность увидеть отражение в разных поверхностях, но не одновременно, а с перемещением вокруг монумента.

Материалы: бетон, бронза, полированный металл.

 

Франгулян Георгий Вартанович 

Проект памятника жертвам политических репрессий, автор Георгий Франгулян

«Стена скорби» – пространственный двухсторонний рельеф, состоящий из бесконечного сочетания взлетающих вверх схематически вылепленных людских фигур. Просветы в форме силуэтов оставляют место для тех, кто уцелел. Пройдя сквозь них, люди смогут почувствовать себя на месте ставших частью стены скорби, ощутить хрупкость человеческой жизни на фоне многотонной беспощадной системы. И одновременно осознать, что застывший гребень может тронуться снова, подминая под себя всех, кто встретится на пути, превращая живых людей в тени.

Застывшее в монументе движение предстанет в стремительном потоке Садового кольца как яркая вспышка из прошлого, как мгновенный стоп-кадр разразившейся трагедии. Памятник станет предостережением последующим поколениям о том, что трагические последствия авторитаризма касаются каждого и могут повториться в любой момент.

Комплекс включает в себя «плачущие» камни (вздыбленные камни, по которым сочится вода), функционально являющиеся опорной стеной, расположенной по заднему периметру площади.
Работа выполнена в бронзе с учетом минимального внедрения в существующую архитектурную ситуацию.

Подземная часть комплекса может быть использована в качестве мемориального зала.

 

Творческое объединение «План_Б» Александр Качалов, Сергей Фомин

Проект памятника жертвам репрессий, «План Б»

Зло и ненависть – вечные спутники человеческого существования. Всё бытие человека в той или иной степени отравлено ими. Пульсация этих разрушительных энергий, как болезненное дыхание, время от времени пробивает бреши в жизни общества, разрывает и без того тонкое, непрочное полотно, сотканное из судеб миллионов людей. Иногда эти разрывы настолько велики, что никакими благими делами их быстро не залечить. Так образуются не зарастающие шрамы – рвы трагедий, в которых безвозвратно пропадают и калечатся человеческие жизни, а иногда и целые поколения. Холода непонимания и страха на долгие десятилетия замораживают артерии любви в душах, вызывая одеревенение ума и воли.

Но время не останавливается. Оно требует продолжения жизни, проявляет из небытия могучие силы просветления, очищения. Поэтому появляются мосты: мосты правды, мосты искупления, мосты доверия, способные соединить два берега исторического обрыва, могущие проложить пути исцеления через разрушительные преграды зла, не способного к созиданию.

Приглядитесь внимательно, сколько вокруг подобных мостов, как спасательных ковчегов памяти, напоминают нам о драматических крушениях в жизни народа. И даже если события давно минувших трагедий сгладились, затянулись за давностью лет, десятилетий, столетий, они никогда не дадут забыть о жертвах тех чудовищных истреблений и репрессий, которыми напитана история нашей страны.

 

Ляшенко Дмитрий Владимирович

Проект памятника жертвам политических репрессий, автор Дмитрий Ляшенко

Монумент представляет сбой падающую железобетонную стену, толщиной в 2 метра.

В стене, на равном расстоянии друг от друга, находятся 60 зарешёченных окон, размером 50 на 50 см. Под стеной, на площади размером 32 на 16 метров, на равном расстоянии друг от друга расположены 60 железобетонных тумб, площадью 35 на 35 см, и 40 см высотой.

 

Мхчян Ваграм Вартанович

Памятник жертвам политических репрессий, автор Ваграм Мхчян

…И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною, 
И в лютый холод, и в июльский зной 
Под красною ослепшею стеною.

Эти строки из поэмы «Реквием» А. Ахматовой явились лейтмотивом концепции представленного проекта.

Железобетонный каркас с металлическими решетками проемов символизирует знаменитую тюрьму «Кресты». Грубые необработанные железобетонные столбы создают впечатление незавершенного строения. Это напоминание о том, что борьба со злом не окончена. Свидетельство того, сколь ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естественные основы человеческого существования. Но в то же время это и свидетельство того, что живую жизнь, настоящее, вечное, доброе уничтожить в людях невозможно.

На бетонной плите монумента высечены вышеупомянутые слова А. Ахматовой. Монумент располагается на зеленом партере газона. Проектом предполагается не повредить существующие ели.

 

Фролов Вадим Владимирович

Памятник жертвам политических репрессий, проект Вадима Фролова

Мемориал представляет собой «лабиринт» с расположенными в нем интерактивными светодиодными кубами разного размера, на которых проецируется изображение человека, запертого внутри. Изображение реагирует на проходящих мимо людей и взаимодействует со зрителем, усиливая эмоциональный эффект. Архитектурное решение «лабиринт» символизирует собой ловушку, в которую попали миллионы людей и так и не смогли из нее выбраться в годы репрессий. Зрители, пришедшие на площадь и вошедшие в «лабиринт», становятся на время частью мемориала.

Доминантой архитектурного ансамбля является 15-ти метровый куб, на котором транслируется изображение возносящегося человека как символа освобождения и духовной победы над тиранией. Интерактивный видео ряд расчитан на взаимодействие зрителя и объекта. Цвет кубов может меняться, что будет придавать мемориалу разные оттенки восприятия. Размер проходов около 1 метра. Ближе к центру площади глубина «лабиринта» увеличивается.

 

Картавая Анна Борисовна

Проект памятника жертвам политических репрессий, автор Анна Картавая

Сегодня в нашем беззаботном мире сложно представить масштабы катастрофы, унесшей жизни миллионов людей. Так же сложно, как и заметить след этой трагедии в городе. На этом противоречивом и активном перекрестке Москвы, между 3-х дорог, где основными зрителями памятника станут автомобилисты, есть желание создать пространство, отличное от привычного городского окружения, которое пробудит проходящих мимо людей от сна и спешки, подтолкнет к разговору и размышлениям, к знанию о прошлом.

Это пространство – черные бетонные колонны, уходящие в небо. Они равномерно окружают площадь, постепенно уменьшаясь в высоте и исчезая к центру, создают «лесное» пространство. В центре площади стоит уже живая, не сгоревшая сосна, как знак продолжающейся, но хрупкой жизни, которую нужно беречь и поддерживать. Издалека кажется, что вся площадь залита кровью – это камни мостовой, между которыми растет красный мох.

Площадь визуально отгораживается от города, внутри «сгоревшего леса» создается иное самодостаточное пространство. На перекрестке образуется заметный знак, который держит угол и красную линию, перетягивает внимание со здания на себя и не является визуально чужеродным.

Здания в городе – память об эпохе. Сгоревший лес – история не о городе, как и человеческая жизнь – это личная история. История о том, как стихия, призванная помогать обществу, выходя из-под контроля, уничтожает вокруг жизнь. С другой стороны, это история о взаимосвязи жизни и смерти, судеб и истории, и постепенном возрождении, о преемственности, о воссоздании того, что утрачено, о памяти и о сопричастности.

Добавить комментарий

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.