Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Александр Солженицын — читатель, школьный учитель, писатель

07.06.2016

Наталия Солженицына в Лектории «Библиотеки» прочитала лекцию «Александр Солженицын — читатель, школьный учитель, писатель». Вдова писателя кратко рассказала основные вехи жизни и Александра творчества Солженицына. На экране гостям представили — фотографии и документы из семейного архива. Наталия Дмитриевна цитировала фрагменты произведений Солженицына, его дневники, воспоминания о нем.

Фото: Михаил Синицын, Российская газета
Фото: Михаил Синицын, Российская газета

Начали с Солженицына-читателя. Он научился читать маленьким, но книг в доме было очень мало. «Читать жадно хотелось, приходилось то, что было, перечитывать много раз — Гоголя и огромный том Лермонтова, который подарили соседи и по советской подписке «Войну и мир» Толстого. Вот в такой пестрой компании я рос», — вспоминал будущий автор «Архипелага ГУЛАГа».

До школьного времени он начал писать рассказы — фантастические, пиратские, приключенческие. Бумаги в 20-х годах не было. Мать приносила с работы бухгалтерские книжки, Александр Исаевич писал на них. Он выпускал свой журнал. У него была очень хорошая учительница по литературе — она давала читать ученикам по ролям.

В 1936 году Солженицын закончил школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Отец погиб в 27 лет. Мать была очень слаба, в Ростове не было филфака, а оставлять мать Солженицын не хотел. «Одурев от математики, я сажусь посоветоваться со стеклянным кубом моей чернильницы и вытянуть из нее пару строк, я хочу оставить хоть что-то после моей краткой жизни», — вспоминал Александр Исаевич. Он также заочно учился на ИФЛИ, на факультете искусствоведения и потом литературы.

Потом пришли война, арест. Где бы Солженицын ни оказывался, он искал книги и пытался писать. На шарашке была неплохая библиотека из книг, которые конфисковывались у арестованных. Писать запрещали, приходилось запоминать большие фрагменты.

После восьми тюрем началась ссылка. Его сослали в Южную часть Казахстана. Он жил один на краю степи в маленьком доме. Мать умерла, когда еще шла война. Жена ушла. В этом поселке не хватало учителя математика и физики. Если бы он был словесник или историк, то после лагеря к преподаванию его бы не допустили.

В школе училось много детей ссыльных — особенные дети, никогда не забывавшие о своем положении. Ему не хватало часов расписания, чтобы дать им то, что они не узнали раньше. Он преподавал математику, физику, астрономию и был классным руководителем. Секрет его обаяния как учителя — он никогда не выказывал превосходства взрослого человека.

Наталия Дмитриевна считает, что Солженицын был прирожденным педагогом, школа его спасла. Он считал, что если уроки перестают приносить учителю удовольствие, то нужно забыть о преподавании.

В 1956 году Никита Хрущев распустил политическую ссылку, и Солженицын переехал во Владимирскую область, потом была Рязань, где он преподавал физику в средней школе, в свободное время тайно писал.

Наступило время путешествия по России. Тогда-то он и начал писать «Крохотки» — стихотворения в прозе, притчи. Некоторые учителя сейчас даже проходят их в шестом классе и просят нарисовать к ним иллюстрации. В Рязани он написал «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», отнес рукопись «Одного дня…» Александру Твардовскому в «Новый мир». «Говорят убили русскую литературу, черта с два, лежит она вот в этой папке с завязочками», — отзывался о рукописи Твардовский. Рассказ был прочитан, но подвергся жесткой критике со стороны власти.

Затем был «Архипелаг ГУЛАГ» — писал его две зимы кряду, «Красное колесо», «Август 14-го», который он смог напечатать только в Париже.

Никита Струве, также в Париже, напечатал «Архипелаг». 70-е годы принесли и Нобелевскую премию, и изгнание, но в США Александра Исаевича снова спасли чтение и писательский труд. Эмигранты прислали ему книги: увезти свою библиотеку было невозможно. Писать он не переставал и на чужбине…

Несмотря на ограниченность во времени, лекция оказалась очень информативной.

Добавить комментарий

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.