В четверг, 25 апреля 2013 года, в Международном Мемориале (Каретный ряд, 5/10) состоялось открытие выставочного пространства, а вместе с ним и выставки «Папины письма», посетить которую можно до 25 июня 2013 года.
***
Ирина Островская, куратор выставки (вместе со Светланой Фадеевой и Аленой Козловой), член Правления Московского Мемориала, сотрудник Архива «Мемориала»:
«Мы счастливы тем, что у нас наконец появилась возможность показать наши коллекции, которые мы много лет собираем и нежно любим. Мы открываем выставочный зал с выставки «Папины письма». Это действительно письма отцов, написанные из лагерей детям. Большинству из этих отцов не суждено было увидеть своих детей – у кого-то были новые приговоры, кто-то умер от лишений…
Кому-то из детей повезло, у них остались богатые архивы, с фотографиями, когда можно увидеть лицо, почерк… А у кого-то остались даже не письма, а обрывочки – на выставке есть возможность увидеть и их, а также письма детей – родителям, находившимся в лагерях. Письма растрепанные, многократно читанные, потому что никакой другой поддержки, кроме этих детских писем, у родителей в лагерях не было. Они грелись, подпитывались этими письмами, выживали благодаря им».
***
Ирина Карацуба, историк:
«Это великая вещь, с которой я поздравляю любимый «Мемориал», – открытие выставочного пространства, еще одного пространства свободы, культуры, Памяти с большой буквы. Таких площадок в Москве очень немного…
Сделан еще один важный шаг в противостоянии грядущему, несущемуся на нас со скоростью паровоза, очередному проекту по введению единомыслия в России».
***
Татьяна Никольская:
«Я безмерно благодарна «Мемориалу» за возможность прийти и поклониться этой документации. Я рождена в лагере и пробыла вместе с мамой пять с половиной лет. Брат писал маме в лагерь, спрашивал обо мне, это можно прочитать на выставке.
Как еще живущий товарищ, пострадавший во всей этой истории, приложу все усилия, чтобы эта выставка продержалась как можно дольше».
***
Юлия Дмитриева:
«Отец у меня пострадал, когда было «ленинградское дело».
С 14 лет я работала в школе. На выставке представлено письмо, в котором я пишу отцу, что буду, наверное, учительницей. Так все и получилось, как я мечтала. Когда отца забрали, мне было 13 лет, 1949 год.
Я подарила «Мемориалу» альбом, где есть письма, которые отец писал из лагеря. Что меня потрясло – в этих письмах он пишет не столько о своих родных, сколько – о родном Обуховском заводе, как он буквально «ловил запах» заводского воздуха… Какие необычные были люди, так несчастно пострадавшие!..
Очень рада, что открылась эта выставка! Вы делаете благороднейшее дело».
***
Владимир Кантовский, узник сталинских лагерей, член Правления Московского Мемориала:
«Я немножко с другой стороны… Со своей дочкой я познакомился – по письмам – в Бутырской тюрьме, когда получил второй срок после трибунала, и тут уже скорее влияние детей было на нашего брата. Мне чертовски повезло в той части, что один из наших родственников, мальчишка, увлекался фотографией и постоянно фотографировал – и мою дочку тоже.
Должен сказать, что эти фотографии очень помогали жить.
Мое большое приветствие всем организаторам этой выставки, приложившим большой труд к ее открытию!».
***
Арсений Рогинский, председатель Правления Международного Мемориала:
«Советский террор был крайне удачным для тех, кто его затевал. Очень многие цели террора были достигнуты: атомизация населения, практически полное исчезновение в обществе чувства солидарности, уничтожение самых разных горизонтальных связей… Что хотелось им сделать, то и сделано.
Но – один институт устоял, институт семьи. Он стал той точкой, дальше которой люди уже отступить не могли. Жены, на самом деле, не предавали мужей. У нас десятки тысяч жен, арестованных за своих мужей, и среди этих десятков тысяч – считанные единицы отказавшихся!
Устояли семейные отношения, в большей степени даже – отношения родителей и детей, не мужей и жен. Потом, после освобождения, эти отношения часто оказывались сложными, драматичными. Но тогда…
Тогда эта точка самостояния, самоудержания любовью друг к другу в чрезвычайных обстоятельствах – играла колоссальную роль, и это хорошо видно на открывшейся выставке».