Перед началом учебного года в книжных магазинах ажиотаж: все торопятся купить учебники, ручки, портфели и прочее, что нужно к школе. В разделе канцтоваров Московского дома книги на Новом Арбате целую полку занимают тетради с портретами разных исторических фигур на обложке. Покупают их мало, большим успехом пользуются котята; но есть две фигуры, привлекающие особенное внимание: Стив Джобс и Иосиф Сталин. Правда, в отличие от Джобса, Сталина не берут, зато активно обсуждают:
— Смотри-ка, Сталин. Может, по истории взять? — переговариваются двое старшеклассников.
— Да брось, охота тебе смотреть на него каждый день?
Продавщицы и вовсе не в курсе, что в магазине есть тетрадки со Сталиным:
— Ой, а откуда у нас это? Вы с собой принесли? — удивляются они. Отвечаю, что нашла их здесь, на полке.
— Странно, их вроде в этом году не поставляли. Вот в прошлом году точно были. У нас их с руками отрывали. Дети-то, конечно, не брали, а вот взрослые люди покупали, даже пожилые. Специально приходили за ними, — рассказывает мне консультант Юлия. — Я-то считаю, что это кошмар, конечно. Моему ребенку девять лет, так я бы ему ни за что такую тетрадь не купила.
— Да, их какое-то время много покупали. Но многие и возмущались, мол, неужели нельзя кого-нибудь нормального на обложке напечатать, — говорит Елена, сотрудник книжного магазина. — А мы-то что можем сделать? Не нам решать, какие тетради продавать. А выпускать их начали еще к годовщине смерти Сталина, в марте.
Услышав наш разговор, продавцы со всего канцелярского отдела собрались послушать. Все они в один голос сказали, что считают появление этих тетрадей форменным безобразием и что они бы ни за что не купили их своим детям. Однако среди старшего поколения они довольно популярны. Некоторые берут их просто в шутку или на память.
— А впрочем, что вы удивляетесь? — напоследок сказала одна. — У нас тут и Брежнев есть. А рядом с ним, смотрите, Булгаков. Хотите?