Министерство культуры РФ не рекомендовало показ на территории страны фильма чеченских кинематографистов “Приказано забыть”, в котором рассказывается о сталинской депортации чеченцев и ингушей. Об этом пишет «Коммерсант».
Кадр из фильма «Приказано забыть»
Причиной, как следует из поступившего 21 мая в адрес авторов официального уведомления Минкульта, стал сюжет из фильма о массовом убийстве жителей чеченского селения Хайбах — когда советские солдаты сгоняют в сарай несколько сотен местных жителей и заживо сжигают их. В Минкульте не нашли доказательств этого преступления в упомянутом ауле. Как рассказал изданию продюсер фильма “Приказано забыть” Руслан Коканаев, в уведомлении министерства сказано, что эти кадры “являются исторической фальшивкой”, а “демонстрация фильма будет способствовать разжиганию национальной розни”.
По словам Коканаева, фильм “Приказано забыть” снимался в Чечне на протяжении двух лет. “Я написал сценарий, нашел спонсоров среди чеченских предпринимателей, собрал творческий коллектив и начал снимать”,— рассказывает Руслан Коканаев. Перед этим, по его словам, он представил сценарий фильма, а также его краткий вариант (синопсис) в Министерство культуры РФ и получил удостоверение национального фильма России (документ, позволяющий претендовать на господдержку съемок), подписанное замминистра культуры Павлом Хорошиловым (в 2012 году покинул пост).
Идея создания фильма была согласована и с властями Чечни. “Сценарий фильма, в котором была описана сцена сожжения людей в Хайбахе, во время согласования в Минкульте никаких возражений не вызвал”,— вспоминает Коканаев. По его словам, на съемки неоднократно приходили чеченские чиновники разных уровней и замечаний тоже не делали. А на закрытом просмотре в московском Доме кино в начале февраля этого года первый зампред Союза кинематографистов России Сергей Лазарук, вспоминает продюсер, “поздравил с хорошей работой и пожелал успешного проката”.
Консультант фильма историк Саламат Гаев, который много лет занимается исследованием событий в ауле Хайбах, считает претензии чиновников надуманными: “Хайбах — это, к сожалению, не выдумка, а трагический факт нашей истории”. Он напомнил, что операция под кодовым названием “Чечевица”, во время которой с территории Чечено-Ингушской АССР чеченцы и ингуши были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию, проходила в феврале 1944 года. Причинами репрессий были объявлены дезертирство, уклонение от призыва в военное время. По данным историков, из Чечни и Ингушетии во время депортации было вывезено 485 тыс. человек.
“Ведомство Лаврентия Берии определило очень сжатые сроки выселения, поэтому участники операции, боясь не выполнить приказ, шли на любые преступления: если не успевали вывезти, то просто ликвидировали людей на месте, что и случилось в Хайбахе”,— рассказывает историк. В 1989 году по факту массового убийства в селении Хайбах прокуратурой Урус-Мартана было возбуждено уголовное дело: на месте трагедии произведены раскопки и допрошены оставшиеся в живых свидетели тех событий. Поводом для прокурорского расследования стала статья журналиста местной молодежки Саида Бицоева. Затем дело было затребовано окружной прокуратурой Северо-Кавказского военного округа и там — “в связи с тем, что предполагаемых обвиняемых нет в живых” — закрыто.
По словам Коканаева, история Хайбаха описана как в художественной прозе, так и в документальных исследованиях, и никто до сих пор не пытался опровергать их подлинность или обвинять авторов в попытке разжигания межнациональной розни. Речь, в частности, идет о книге “Хайбах: следствие продолжается” Мусы Хадисова и Тамары Чагаевой и романе “Сполохи” Зиявудина Абдуллаева. “Мы намерены через суд опротестовать решение Минкульта о запрете показа”,— заявил Руслан Коканаев.
Лариса Хон, советник министра культуры Владимира Мединского, заявила «Коммерсанту», что решение о запрете фильма ведомство не принимало: речь идет лишь о дополнительной экспертизе картины. На вопрос, будет ли выдано авторам прокатное разрешение, Хон ответить не смогла, уточнив, что об этом можно будет говорить лишь после получения выводов экспертов.