– Заказчиком было Центральное Бюро рационализации и изобретательства НКВД. Там талантливые люди с высшим образованием – архитекторы, художники, изобретатели – трудились будучи в заключении, – рассказала Metro руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Анна Редькина. – Эти куклы должны были стоять на полочках в «вольных магазинах» и предназначались для детей свободных советских граждан. Потому что, судя по эскизам, их должны были массово производить на токарном станке, а не изготовить в одном экземпляре для детей начальника лагеря.

Советский архитектор и художник Борис Крейцер получил срок за связь с иностранцами – по работе ему часто приходилось принимать коллег-иностранцев, а соседом по коммуналке был японец. В НКВД решили, что художник занимался шпионажем в пользу Японии и приговорили его к расстрелу, позже чудом заменив приговор на 8 лет лагерей.

Как Крейцеру, освобождаясь из Севжелдорлага в 1946 году, удалось забрать с собой папку с рисунками, так и осталось загадкой. Были ли когда-то произведены игрушки по этим эскизам, тоже пока неизвестно, сотрудникам музея пока не удалось найти их. Но многим людям, выросшим в Советском союзе, точно знакомы другие работы художника: после освобождения он работал иллюстратором детских книг.

Одно из самых известных изданий с рисунками Крейцера – «Гаргантюа и Пантагрюэль», адаптированное для детей Николаем Заболоцким.