
10 марта 1940 скончался писатель Михаил Булгаков. В тот же день в его квартире раздался звонок из секретариата Сталина.
Спросили: «А что, товарищ Булгаков умер?»
Вдова ответила: «Да, умер».
На том конце провода положили трубку.
Власть не любил, но на конфликт не шел
Булгаков не конфликтовал с советской властью, считает Алексей Варламов, ректор Литературного института им. А. М. Горького.
«Он не любил ее – это правда. Но он хорошо понимал, что она пришла всерьез и надолго, и хорошо понимал, что по своей натуре он не борец, не оппозиционер, не диссидент (если воспользоваться более поздним словом). Он просто хотел выстроить свои отношения с советской властью таким образом, что, признавая ее независимость, он рассчитывает на то, что она будет признавать его независимость. Уважая ее закон, он предполагал, что она будет уважать его внутренние законы и позволит ему писать то, что он хочет, то, как хочет, то, как он думает. Казалось бы, его театральные опыты свидетельствовали о том, что так дальше и будет развиваться. Да, пусть бесится, пусть ярится, сколько угодно, критика, но собака лает – караван идет».
Однако в 1928-1929 годах вся эта благостная картина начала постепенно рушиться. О творчестве писателя и его сложных взаимоотношениях с советской властью и Сталиным — в цикле лекций Алексея Варламова для Академии «Фомы».
Сталин — Булгакову: «Может, действительно отпустить вас?»
28 марта 1930 года Михаил Афанасьевич написал письмо правительству СССР: «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу».
Последней каплей, которая привела Булгакова к столь решительному шагу, стал запрет его пьесы «Кабала святош» о Мольере, а до этого – еще нескольких. Причем в письме Булгаков не скрывал своих политических взглядов, говорил о том, что не приемлет революцию и ее идеалы, является сторонником эволюции. В общем, это было невероятно смелое письмо-вызов.
А 18 апреля 1930 года писателю позвонил сам Сталин.
Вождь спросил: «Ну что, мы вам очень надоели? Может, действительно отпустить вас за границу?»
На радио «Спутник» — о вечной теме, которая чрезвычайно волновала писателя, особенно в последние годы его жизни: художник и власть.
Кто для Булгакова Воланд, Мастер, Пилат и Иешуа и как их образы связаны с властью
О том, как роман «Мастер и Маргарита» отражает окружающую советскую действительность, об образах влати и Сталина в этом произведении, рассказывает Мариэтта Чудакова, доктор филологических наук, Член Европейской академии, профессор Литературного института им. Горького, председатель попечительского совета Фонда им. М. А. Булгакова. Ее полный курс лекций для онлайн-университета Arzamas доступен по ссылке.