Трансполярная магистраль — «мертвая» дорога времен ГУЛАГа

На интерактивной карте «Проводник по Коми» появился еще один объект, связанный с гулаговским прошлым Коми края. 

«Мертвая» железная дорога в Воркуте отражает судьбу как самой магистрали, так и многих ее строителей. Дорога Салехард — Игарка — одна из самых известных сталинских строек, железнодорожный путь вдоль Полярного круга, который оказался никому не нужен.

Где находится: железная дорога в поселке Северный уходит налево к Воргашору, в тундре на востоке видны горы Полярного Урала и силуэт железнодорожной насыпи.

Еще один участок — на 81 километре за Воркутой (если считать от станции). Это последний участок Печорской магистрали на Хальмер-Ю, разобранный в середине 1990-х.

Как добраться: на поезде по маршрутам «Москва — Воркута», «Москва — Лабытнанги». Лучшее время — август (комаров мало, заморозков почти нет).

От станции Чум — узловой железнодорожной станция Сосногорского района Коми  — начинается действующий участок Трансполярной магистрали «Чум — Обская — Лабытнанги». На станции Чум делают остановку поезда дальнего следования до Воркуты и Лабытнанги, а также местные поезда «Инта 1 — Воркута» и «Лабытнанги — Воркута». Поезда маршрута «Лабытнанги — Воркута» разворачиваются на станции Сейда и проходят станцию Чум дважды.

Об объекте: бесхозная железнодорожная линия близ Воркуты. Строили ее узники ГУЛАГа. В отличие от других «великих строек коммунизма» сталинская железная дорога оказалась мертвой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей железнодорожных поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки. Там же погребены тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.

Интересный факт: о мертвой дороге писал стихи Лазарь Шерешевский, они опубликованы отдельной главой в книге «Стройка № 503».

Владимир Пентюхов, журналист, краевед, поэт и прозаик во времена строек №501 и №503 — солдат срочной службы МВД, оставил несколько книг, среди которых «Енисейские сказы», «Как поймать на уху», «Песни узников» и документальные «Пленники печальной судьбы», «Раб красного погона».

О 501-й стройке также писали Владимир Микушевич, Михаил Дёмин, Платон Набоков. 501-й стройке посвящено одноимённое стихотворение Александра Розенбаума «Пятьсот первая стройка», включённое на виниловую пластинку «Анафема».

Источник: КомиИнформ
Back to site top