Покаяние за деда. Постыдно или достойно?

Экспертная дискуссия об отношении россиян к покаянию за грехи предков.

Богословы, историки, философы, социологи, антропологи и другие эксперты обсудят, насколько конструктивно ворошить прошлое и каким может быть выход из неразрешенных последствий катастрофы, произошедшей в нашей стране в XX веке.

Тезисы для обсуждения:

  • Влияет ли на человека то, что его предки совершали преступления, шли на компромиссы с совестью? Каков «механизм» этого влияния?
  • Принимают ли люди идею покаяния? Есть ли в вашем опыте работы с трудным прошлым примеры, когда кто-то приносил покаяние за себя или за других?
  • Может ли покаяние стать проектом работы с трудным прошлым в России?

Участники дискуссии:

  • Дмитрий Рогозин, кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС;
  • Сергей Пархоменко, журналист, один из инициаторов и координаторов проекта «Последний адрес»;
  • Елена Миськова, кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой этнологии исторического факультета МГУ;
  • Елена Шмелёва, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН;
  • Руслан Лошаков, доктор философских наук, доцент СФИ;
  • священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, основатель и первый ректор СФИ.

В 2019 году по инициативе Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду» группой социологов был проведен опрос «Преодоление трудного прошлого: сценарий для России». Предметом исследования было отношение россиян к историческим травмам XX века, в первую очередь к наследию террора сталинской эпохи.

В опросе использовался метод дилемм: социологи предлагали респондентам не вопросы, а жизненные ситуации, выбор в которых и являлся, по факту, ответом на подразумеваемый прямой вопрос. Такой метод позволяет довольно точно определить реальные, а не декларируемые, установки респондентов. 

Одна из дилемм опроса – «Покаяние за деда» – вызывает особый интерес: «Известный телеведущий узнал, что его дед в годы репрессий лично принимал участие в вынесении и исполнении смертных приговоров. Он счёл нужным публично покаяться за своего деда и попросить прощения у потомков тех, кто мог оказаться среди его жертв. Многие стали говорить, что он унизил свое имя и оскорбил память деда, на что не имел права. Как вы считаете, правильно или неправильно поступил телеведущий?» С ответами на эту и другие дилеммы исследования можно познакомиться здесь http://trudnaya-pamyat.ru/#rec131952096.

Оставьте сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to site top