Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Первые жертвы репрессий и судьба Каролы Неер: экскурсии Международного Мемориала

28.12.2017

В январе 2018 года в здании Международного Мемориала (Москва, ул. Каретный ряд, д. 5/10) пройдет серия экскурсий по выставкам «Первые», посвященной судьбам людей, арестованных в первые дни и недели советской власти, и «Театр жизни Каролы Неер» – о судьбе немецкой актрисы, погибшей в ГУЛАГе.

 

Записаться на экскурсию можно на сайте Мемориала.

«Первые»

В основе экспозиции портреты и биографии пятидесяти человек – первых жертв советских политических репрессий. Для восстановления их судеб использованы фотографии, архивные документы (материалы следственных дел) и публикации многочисленных газет конца 1917 года, которые, несмотря на цензурные преследования, могли еще несколько месяцев публиковать информацию о репрессивных практиках новой власти.

«Наша выставка, – рассказывает куратор Борис Беленкин, – об изначально репрессивной сущности Советского государства. Все, что будет потом: Красный террор эпохи Гражданской войны, Большой террор 1930-х, семидесятилетний цензурный гнет и жестокая борьба с инакомыслием, бессудные расправы, – все заложено, запрограммировано уже в первые дни и недели Советской власти. Разговоры о вегетарианстве большевиков в эти дни – ни на чем не основанный миф. Аресты с самого начала стали знаковой приметой «послеоктябрьской» эпохи».

«Театр жизни Каролы Неер»

Арестованная Карола Неер

След, оставленный Каролой Неер в памяти целого поколения немецких любителей театра, несоизмерим с краткостью ее театральной судьбы. Отпущенное ей десятилетие на сцене было едва ли не самым блестящим в истории немецкого театра, но среди созвездия громких имен, представлявших театральную жизнь Веймарской республики, Карола Неер занимает особое место. Клеопатра и Элиза Дулитл, Полли Пичем и Катарина из «Укрощения строптивой», Шекспир и Брехт, Шоу и Клабунд, Гауптман и Эден фон Хорват. Ее имя часто упоминают, когда говорят о спектаклях Бертольта Брехта, для которого она была в те годы любимой актрисой. Именно Карола Неер стала исполнительницей одной из главных ролей в знаменитой «Трехгрошoвой опере» и с блеском сыграла и в одноименном фильме Пабста (1931).  Едва ли не все ее героини отличаются жизнелюбием, стойкостью и силой духа – чертами, присущими самой актрисе, которые так понадобились ей в последнее десятилетие ее жизни, когда ей пришлось играть роль в страшной пьесе, поставленной совсем не театральными режиссерами.

Карола Неер была воплощением не только актрисы нового экспериментального театра, но и новой современной женщины: увлекалась спортом, водила машину, пилотировала самолет. С приходом нацистов к власти она вместе с мужем-коммунистом Анатолем Беккером эмигрировала в Советский Союз. Уже первая встреча со страной победившего пролетариата оказалась невеселой: в Москве почти голод, карточная система, отсутствие жилья. Но в Германию возврата нет – актрису, вместе с другими деятелями культуры подписавшую протест против оккупации фашистами Саарской области (1934), лишают немецкого гражданства. В 1936 году она и ее муж были арестованы. Анатоль Беккер расстрелян, а Карола Неер приговорена к 10 годам тюремного заключения. Одна из талантливейших актрис в истории немецкого театра умерла от тифа в Соль-Илецкой тюрьме в 1942 году. Ее сын, в двухлетнем возрасте попавший в детский дом, лишь спустя долгие годы после мучительных поисков узнал свою семейную историю.

 

Добавить комментарий

Благодарим Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий» за поддержку сайта «Историческая память. ХХ век».

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.