Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Первые жертвы репрессий и судьба Каролы Неер: экскурсии Международного Мемориала

28.12.2017

В январе 2018 года в здании Международного Мемориала (Москва, ул. Каретный ряд, д. 5/10) пройдет серия экскурсий по выставкам «Первые», посвященной судьбам людей, арестованных в первые дни и недели советской власти, и «Театр жизни Каролы Неер» – о судьбе немецкой актрисы, погибшей в ГУЛАГе.

 

Записаться на экскурсию можно на сайте Мемориала.

«Первые»

В основе экспозиции портреты и биографии пятидесяти человек – первых жертв советских политических репрессий. Для восстановления их судеб использованы фотографии, архивные документы (материалы следственных дел) и публикации многочисленных газет конца 1917 года, которые, несмотря на цензурные преследования, могли еще несколько месяцев публиковать информацию о репрессивных практиках новой власти.

«Наша выставка, – рассказывает куратор Борис Беленкин, – об изначально репрессивной сущности Советского государства. Все, что будет потом: Красный террор эпохи Гражданской войны, Большой террор 1930-х, семидесятилетний цензурный гнет и жестокая борьба с инакомыслием, бессудные расправы, – все заложено, запрограммировано уже в первые дни и недели Советской власти. Разговоры о вегетарианстве большевиков в эти дни – ни на чем не основанный миф. Аресты с самого начала стали знаковой приметой «послеоктябрьской» эпохи».

«Театр жизни Каролы Неер»

Арестованная Карола Неер

След, оставленный Каролой Неер в памяти целого поколения немецких любителей театра, несоизмерим с краткостью ее театральной судьбы. Отпущенное ей десятилетие на сцене было едва ли не самым блестящим в истории немецкого театра, но среди созвездия громких имен, представлявших театральную жизнь Веймарской республики, Карола Неер занимает особое место. Клеопатра и Элиза Дулитл, Полли Пичем и Катарина из «Укрощения строптивой», Шекспир и Брехт, Шоу и Клабунд, Гауптман и Эден фон Хорват. Ее имя часто упоминают, когда говорят о спектаклях Бертольта Брехта, для которого она была в те годы любимой актрисой. Именно Карола Неер стала исполнительницей одной из главных ролей в знаменитой «Трехгрошoвой опере» и с блеском сыграла и в одноименном фильме Пабста (1931).  Едва ли не все ее героини отличаются жизнелюбием, стойкостью и силой духа – чертами, присущими самой актрисе, которые так понадобились ей в последнее десятилетие ее жизни, когда ей пришлось играть роль в страшной пьесе, поставленной совсем не театральными режиссерами.

Карола Неер была воплощением не только актрисы нового экспериментального театра, но и новой современной женщины: увлекалась спортом, водила машину, пилотировала самолет. С приходом нацистов к власти она вместе с мужем-коммунистом Анатолем Беккером эмигрировала в Советский Союз. Уже первая встреча со страной победившего пролетариата оказалась невеселой: в Москве почти голод, карточная система, отсутствие жилья. Но в Германию возврата нет – актрису, вместе с другими деятелями культуры подписавшую протест против оккупации фашистами Саарской области (1934), лишают немецкого гражданства. В 1936 году она и ее муж были арестованы. Анатоль Беккер расстрелян, а Карола Неер приговорена к 10 годам тюремного заключения. Одна из талантливейших актрис в истории немецкого театра умерла от тифа в Соль-Илецкой тюрьме в 1942 году. Ее сын, в двухлетнем возрасте попавший в детский дом, лишь спустя долгие годы после мучительных поисков узнал свою семейную историю.

 

Добавить комментарий

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.