Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Солженицына сняли у Чехова

21.05.2019

21 мая режиссеру Глебу Панфилову исполнилось 85 лет. Как раз накануне своего юбилея Глеб Панфилов завершил съемки фильма «Один день Ивана Денисовича» по мотивам повести лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына. И об этой работе уже писала «РГ». Съемки длились две зимы. Последний съемочный день прошел в музее-заповеднике Чехова «Мелихово». В помещении старой сельской школы был снят допрос Ивана Денисовича, попавшего в немецкий плен. Главную роль — Ивана Денисовича Шухова сыграл Филипп Янковский.

Михаил Рыжов/Кинокомпания «Вера»

«Один день Ивана Денисовича» — самая сложная и трудоемкая картина в фильмографии Глеба Панфилова. На съемочной площадке он проводил по 12 часов почти без перерывов. Молодая съемочная группа — большинство членов команды моложе 35 — обращала внимание на необыкновенную выносливость Панфилова. На протяжении двух зим режиссер был полностью погружен в работу, в свой материал и в тот киноязык, на котором он хочет разговаривать с будущим зрителем. Военный блок картины снимал один из самых молодых и дерзких операторов Михаил Хасая («Притяжение», «Трезвый водитель»). В «лагере» за камерой был классик российского кино Михаил Агранович.

Писатель решил доверить «Ивана Денисовича» только Глебу Панфилову

 

Как автор сценария Глеб Панфилов дописал историю солдата Ивана Шухова, рассказав больше подробностей о том, как именно он воевал, как попал в плен, как бежал из него, как попал в лагерь.

«Один день Ивана Денисовича» — самая сложная и трудоемкая картина в фильмографии Глеба Панфилова. На съемочной площадке он проводил по 12 часов почти без перерывов. Молодая съемочная группа — большинство членов команды моложе 35 — обращала внимание на необыкновенную выносливость Панфилова. На протяжении двух зим режиссер был полностью погружен в работу, в свой материал и в тот киноязык, на котором он хочет разговаривать с будущим зрителем. Военный блок картины снимал один из самых молодых и дерзких операторов Михаил Хасая («Притяжение», «Трезвый водитель»). В «лагере» за камерой был классик российского кино Михаил Агранович.

Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» стала главным литературным событием тех лет в нашей стране — и принесла мировую славу Александру Солженицыну. Панфилов давно хотел экранизировать этот текст. 10 лет назад он совместно с Солженицыным написал и снял сериал «В круге первом», после которого писатель решил доверить «Ивана Денисовича» только Панфилову.

Судьба распорядилась так, что от рождения идеи до ее воплощения прошло больше 10 лет. Наталия Дмитриевна Солженицына — вдова писателя и президент Фонда Солженицына — поддержала Глеба Анатольевича в его идее дописать историю героя, чтобы сделать ее более кинематографичной.

«Эта картина — о русском характере, — поясняет Глеб Панфилов. — О богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя. В самых нечеловеческих, несовместимых с жизнью ситуациях он остается несломленным. Где-то героический, где-то незаметный, где-то твердый, где-то осторожный, он знает, что ему надо выжить ради важной цели. Выжить, не потеряв своего достоинства».

Михаил Рыжов/Кинокомпания «Вера»

«Впервые мы работали с Глебом Анатольевичем в 1992 году, — рассказывает оператор-постановщик фильма Михаил Агранович, снявший с Панфиловым четыре картины. — Тогда он пригласил меня стать оператором фильма «Мать» по роману Горького. Я, конечно, согласился, но для меня это был очень странный выбор материала — казалось бы, на дворе начало 90-х, перестройка: открылась запрещенная литература, стало можно снимать все, что угодно, а Панфилов выбрал главное произведение соцреализма. Я не мог понять — почему? А он не говорил об этом. В результате «Мать» оказалась намного актуальнее громких перестроечных фильмов, попала в основной конкурс Каннского фестиваля, а Панфилов получил в Каннах приз «за художественный вклад». Уверен, что и сейчас, когда тема ГУЛАГа многим кажется исчерпанной, режиссер хочет сказать что-то, о чем пока знает лишь он один».

Михаил Рыжов/Кинокомпания «Вера»

Фильм должен выйти в прокат весной следующего года – ко Дню Победы.

Добавить комментарий

Благодарим Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий» за поддержку сайта «Историческая память. ХХ век».

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.