Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Александр Солженицын — читатель, школьный учитель, писатель

07.06.2016

Наталия Солженицына в Лектории «Библиотеки» прочитала лекцию «Александр Солженицын — читатель, школьный учитель, писатель». Вдова писателя кратко рассказала основные вехи жизни и Александра творчества Солженицына. На экране гостям представили — фотографии и документы из семейного архива. Наталия Дмитриевна цитировала фрагменты произведений Солженицына, его дневники, воспоминания о нем.

Фото: Михаил Синицын, Российская газета
Фото: Михаил Синицын, Российская газета

Начали с Солженицына-читателя. Он научился читать маленьким, но книг в доме было очень мало. «Читать жадно хотелось, приходилось то, что было, перечитывать много раз — Гоголя и огромный том Лермонтова, который подарили соседи и по советской подписке «Войну и мир» Толстого. Вот в такой пестрой компании я рос», — вспоминал будущий автор «Архипелага ГУЛАГа».

До школьного времени он начал писать рассказы — фантастические, пиратские, приключенческие. Бумаги в 20-х годах не было. Мать приносила с работы бухгалтерские книжки, Александр Исаевич писал на них. Он выпускал свой журнал. У него была очень хорошая учительница по литературе — она давала читать ученикам по ролям.

В 1936 году Солженицын закончил школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Отец погиб в 27 лет. Мать была очень слаба, в Ростове не было филфака, а оставлять мать Солженицын не хотел. «Одурев от математики, я сажусь посоветоваться со стеклянным кубом моей чернильницы и вытянуть из нее пару строк, я хочу оставить хоть что-то после моей краткой жизни», — вспоминал Александр Исаевич. Он также заочно учился на ИФЛИ, на факультете искусствоведения и потом литературы.

Потом пришли война, арест. Где бы Солженицын ни оказывался, он искал книги и пытался писать. На шарашке была неплохая библиотека из книг, которые конфисковывались у арестованных. Писать запрещали, приходилось запоминать большие фрагменты.

После восьми тюрем началась ссылка. Его сослали в Южную часть Казахстана. Он жил один на краю степи в маленьком доме. Мать умерла, когда еще шла война. Жена ушла. В этом поселке не хватало учителя математика и физики. Если бы он был словесник или историк, то после лагеря к преподаванию его бы не допустили.

В школе училось много детей ссыльных — особенные дети, никогда не забывавшие о своем положении. Ему не хватало часов расписания, чтобы дать им то, что они не узнали раньше. Он преподавал математику, физику, астрономию и был классным руководителем. Секрет его обаяния как учителя — он никогда не выказывал превосходства взрослого человека.

Наталия Дмитриевна считает, что Солженицын был прирожденным педагогом, школа его спасла. Он считал, что если уроки перестают приносить учителю удовольствие, то нужно забыть о преподавании.

В 1956 году Никита Хрущев распустил политическую ссылку, и Солженицын переехал во Владимирскую область, потом была Рязань, где он преподавал физику в средней школе, в свободное время тайно писал.

Наступило время путешествия по России. Тогда-то он и начал писать «Крохотки» — стихотворения в прозе, притчи. Некоторые учителя сейчас даже проходят их в шестом классе и просят нарисовать к ним иллюстрации. В Рязани он написал «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», отнес рукопись «Одного дня…» Александру Твардовскому в «Новый мир». «Говорят убили русскую литературу, черта с два, лежит она вот в этой папке с завязочками», — отзывался о рукописи Твардовский. Рассказ был прочитан, но подвергся жесткой критике со стороны власти.

Затем был «Архипелаг ГУЛАГ» — писал его две зимы кряду, «Красное колесо», «Август 14-го», который он смог напечатать только в Париже.

Никита Струве, также в Париже, напечатал «Архипелаг». 70-е годы принесли и Нобелевскую премию, и изгнание, но в США Александра Исаевича снова спасли чтение и писательский труд. Эмигранты прислали ему книги: увезти свою библиотеку было невозможно. Писать он не переставал и на чужбине…

Несмотря на ограниченность во времени, лекция оказалась очень информативной.

Добавить комментарий

Благодарим Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий» за поддержку сайта «Историческая память. ХХ век».

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.