Историческая память: XX век

Государственный террор и политические репрессии в СССР

Дорога смерти. Что осталось от сталинской Трансполярной магистрали

07.10.2018

Фотографии и текст – Амоса Чаппла.

В безлюдной российской арктической зоне уходят в топь земли остатки одного из самых трагических проектов сталинского ГУЛАГа.

Развалившийся железнодорожный мост в сибирской глуши.

Камера-карцер, куда помещали «провинившихся» заключенных.

Сторожевая лагерная вышка в осеннем лесу.

Это некоторые из остатков невоплощенного сталинского плана – создать «Трансполярную магистраль».

C 1947-го по 1953 год десятки тысяч заключенных, многие из них политические – получившие срок за «антисоветские действия», были брошены на север СССР прокладывать железную дорогу в одном из самых трудных мест на Земле.

Железная дорога должна была соединить арктические воды СССР с западной железнодорожной сетью. Многие документы ГУЛАГа до сих пор остаются секретными. Неизвестны и истинные мотивы создания этой железной дороги. Возможно, Сталин, напуганный появлением нацистских подводных лодок в Арктике во время Второй мировой войны, хотел проложить железную дорогу к будущему порту. А может быть, просто хотел соединить северные никелевые шахты с заводами в западной части СССР.

Но через несколько дней после смерти Сталина проект был закрыт. В стране начался период оттепели.

С тех пор лагерь сталинского ГУЛАГа заброшен. С каждым годом остатки строений все глубже уходят в землю под тяжестью снега и летнего солнца, превращающего почву в болота.

Добраться до лагеря не в зимние месяцы сегодня сложно: большинство оставшихся строений находится в местах, куда бы не прошел и танк.

Только специализированные транспортные средства, как этот вездеход ТРЭКОЛ с бескамерными шинами со сверхнизким давлением, на котором мы ехали, способны преодолевать болотистую местность, где строилась железная дорога.

Охотник, который знает каждую тропинку между Салехардом и Надымом, показал мне остатки нескольких лагерей.

Колючая проволока натянута по периметру лагеря.

Внутри – остатки нар, на которых когда-то спали заключенные. На окнах решетки.

Лагерная миска. Те, кому удалось выжить в этом лагере, вспоминают, что рацион еды состоял из 900 г хлеба в день, проса и супа-бурды.

Рыболовная сеть в развалившемся бараке.

ШИЗО – штрафной изолятор – с обшитой металлом дверью. Александр Сновский, выживший на стройке «дороги смерти», вспоминает, что провинившиеся получали по 200 г хлеба в день и кружку горячей воды.

Наряду с политическими заключенными в лагере находились и уголовники. Очевидцы вспоминают, что они издевались над политическими.

Еще один выживший, Василий Басовский, вспоминает, что бежать оттуда было невозможно: «Бежать-то некуда! Комар, мошка и заградпосты. Куда бежать?!… За побег, было, жестоко наказывали: поймают, разденут и голого привяжут, пока гнус до смерти не заест. Выдерживали только часа два-три».

Самое сложное было пережить зиму. Температура зимой здесь часто падает до минус 40ºС.

Женщины и мужчины в лагере жили в отдельных бараках. Сновский рассказывает, что мужчины иногда тайком бросали письма в женское отделение. Но была и более специфическая «контрабанда».

«Мы кидали из мужской части лагеря в женскую бутылочки с «жидкостью», с помощью которой женщины надеялись забеременеть и освободиться от рабского труда».

Рядом с лагерем – один из сотен деревянных мостов, построенных над трясиной.

Рельса, отлитая незадолго до того, как к власти в 1917 году пришли большевики.

Большинство инженеров на стройке были вольнонаемными. Но тяжелый труд выполняли только заключенные.

Некоторые из строений сохранились, как, например, этот деревянный дом, в котором, вероятно, жила охрана лагеря, благодаря тому, что их поддерживают и используют охотники.

Внутри печка-мазанка с чугунной печкой-плитой на угле и звездой сталинских времен. В осенние вечера она неплохо отапливает дом.

Но большая часть железной дороги, как и этот указатель, превращается в руины.

Банка из-под тушенки. Местный житель, увидев эту фотографию, немедленно предложил выложить банку на eBay.

В самом большом музее в расположенном неподалеку Салехарде корреспонденту Радио Свобода сказали, что постоянной экспозиции, посвященной «дороге смерти», в музее нет. Однако сотрудники музея показали некоторые принадлежавшие заключенным предметы, которые хранятся в запасниках. Эта сшитая из клочков ткани маска спасала зимой от обморожения.

Но в Салехарде стоит памятник погибшим на строительстве «дороги смерти». Подсчитать, сколько человек погибли с 1947 по 1953 годы на стройке, теперь уже практически невозможно. Жившая неподалеку от лагеря Мария Еремеева пишет: «Больница, где лечили заключенных, а также клуб были огорожены колючей проволокой. Рядом находилось озеро. Вот здесь и находилось кладбище для заключенных. Оно тянулось чуть ли не до самой тайги. На могилы им кресты не ставили, только небольшие колышки с лагерными номерами».

Для выжившего в лагере Александра Сновского (сейчас он с женой живет рядом с Санкт-Петербургом) самая большая трагедия состоит в том дороги так никогда ни к чему и не привел: «Десятки тысяч загубленных жизней зазря. Для меня самое грустное то, что все это было впустую».

Источник: Радио Свобода

Один коммент. к статье “Дорога смерти. Что осталось от сталинской Трансполярной магистрали

Добавить комментарий

Благодарим Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий» за поддержку сайта «Историческая память. ХХ век».

Особая благодарность Михаилу Прохорову за поддержку и участие в создании сайта.